Вступление: Стихотворение «Письмо в Кронштадт" Габдулла Байбурин
На фоне тихой музыки звучит голос: «А зори здесь тихие-тихие...»
Звуки леса. Выходят парень и пять девушек в военной форме с ружьями, санитарной сумкой, вещмешком, планшеткой и пр.
Старшина Васков. В лесу обнаружены немцы в количестве двух человек. Нам поручено их перехватить. Идем на двое суток, так надо запастись патронами — по пять обойм, взять провиант — сухой паек. Направляемся на Вопь-озеро. Ежели немцы железкой пойдут, им озера не миновать. А пути короткого они не знают, значит, мы раньше них там будем. Готовы?
Во время этой речи девушки поправляют гимнастерки, пилотки, встают по стойке смирно.
Рита. Готовы.
Васков. Головной дозор, шагом марш! Песню запевай!
Девушки поют песню «Катюша», во время первого куплета маршируют на месте. Допевают на ходу.
Васков. Привал, отдыхайте!
Галя.
Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы — девчата,
Похожие на парней.
Соня.
Нет, это горят не хаты —
То юность моя в огне...
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Женя. Да хватит, девочки, что вы загрустили?
А помните танцы?
Рита. Довоенные? (Мечтательно) Фокстрот «Рио-Рита»...
Соня. А я вальс любила. Как мы танцевали!
Ах, предвоенный старый вальс!
И в сумерках круженье пар,
Касанье рук, сиянье глаз,
Полет, любви прекрасной дар.
Одна или две пары танцуют фигурный вальс.
Звуки леса. Голос кукушки
Лиза.
Июнь 41-го года,
Заря пеленает сады.
Под куполом синего свода
Девчонка сидит у воды
Галя.
В березовой роще кукушка
Колдует, укрывшись в листву.
Скажи мне, лесная подружка,
А сколько я лет проживу?
Журчание воды.
Соня.
Молчит непутевая птица,
Лишь ветер листву шевелит.
Течет колдовская водица;
К себе наклониться велит.
Рита.
Дымит, бормоча полусонно,
Заросший травой окоем.
Спокойно прозрачное лоно,
Но нет отражения в нем.
Песня «Землянка» 1 куплет
Рита.
Тихо! Немцы!
Соня.
Их не двое!
Галя.
Шестнадцать!
Васков.
Плохо, девчата, дело.
Лиза.
А они совсем как люди!
Женя.
Как страшно убивать людей!
Васков. Вне закона они. Человека ведь одно от животного отделяет: понимание, что человек он. А коли нет понимания этого — зверь, лютый зверь, страшнее страшного. И тогда ничего по отношению к нему не существует — ни человечности, ни жалости, ни пощады. Бить надо. Бить, пока в логово не уползет. И там бить, покуда не вспомнит, что человеком был, покуда не поймет этого.
Женя.
В этой роще березовой, вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый немигающий утренний свет,
Где прозрачной лавиною льются листья с высоких ветвей, —
Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.
Окруженная взрывами, над рекой, где чернеет камыш,
Ты летишь над обрывами, над руинами смерти летишь.
Крикнув бешеным вороном, весь дрожа, замолчит пулемет.
И тогда в моем сердце разорванном голос твой запоет.
И над рощей березовой, над березовой рощей моей,
Где лавиною розовой льются листья с высоких ветвей,
Где под каплей божественной холодеет кусочек цветка, —
Встанет утро победы торжественно на века.
(Н. Заболоцкий)
Звучит музыка песни «Последний бой», поют все вместе, уходят.
Слайды из фильма
Васков (встает перед девушками). Пятеро их было, всего пятеро девчат, и не прошли фашисты.
На фоне тихой музыки вновь звучит голос: «А зори и сейчас здесь тихие-тихие...»
Песня «Oченче кoн тоташ кар ява» сл. М. Карима, Муз. С. Садыковой
Исп. Ахмадуллина Каусария
Стих: Война прошла…
Но память очевидцев
Хранит ее неизгладимый след.
Когда мы слышим пламенные речи
О дружбе, счастье, мире на земле,
На миг всплывают в памяти солдата
Поля в крови, в дымящейся золе.
Огнем войны навек обожжена.
Лишь одного он хочет: чтоб отныне
Не повторялась на земле война.
Габдулла Байбурин |