Хочется, чтобы библиотека стала лучше?
Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении
Виртуальная служба
Wi-Fi-зона
«PRO.Культура.РФ»
интернет-читалка
ЛитРес
НЭБ РБ
НЭБ РФ
Уважаемые читатели!
Национальная электронная библиотека определяет формы и механизм доступа граждан Российской Федерации к оцифрованным материалам библиотек федерального, регионального и муниципального уровня
Вступительное слово ведущего. Русский язык — один из богатейших языков мира. Его значение среди народов всего мира растет с каждым днем. Наш сегодняшний устный журнал мы посвящаем русскому языку. И первая его страница называется «В мире мудрых мыслей». На этой странице— высказывания великих людей о русском языке. (Этот материал можно оформить в виде литературного монтажа.)
1-й ведущий. Русский язык бесконечно богат, певуч, красив. Сколько гимнов пропето о силе его! Сколько стихотворений, высказываний писателей, поэтов и государственных деятелей посвящено великому русскому языку.
2-й ведущий.
Русский язык!
Ты—светоч и звон.
Ты—цветенье народа.
Ты в бурях кровавых столетний возник,
В тебе—справедливость, протест и свобода,
О громкий, могучий, великий язык!
1-й ученик. Прекрасные мастера слова М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, М. Горький высоко ценили русский язык. Великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов был, по выражению В. Г. Белинского, «первым русским университетом».
2-й ученик. Достоинствами русского языка восхищался А. С. Пушкин. (Читает его высказывание.)
3-й ученик. В своем прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И. С. Тургенев называет язык «великим, могучим, правдивым и свободным» (читается это стихотворение).
4-й ученик. В начале 30-х годов замечательный писатель А. Н. Толстой, восторгаясь богатством языка, утверждал: «Настанет время (и оно не за горами), когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
5-й ученик. В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре
— Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи—
Выучи русский язык!
Страницу журнала можно завершить 3—4 вопросами. (Зрители определяют авторов небольших отрывков, которые зачитывают ведущие.)
1-й ведущий. Послушайте несколько высказываний о русском языке. Ваша задача определить, кому принадлежат эти слова.
1. «С русскими в веках мы породнились,
Словарем, языком обменялись.
Одни песни у нас родились,
И события одни воспевались».
(Ответ. Классику татарской литературы Габдулле Тукаю.)
2. «Твой язык язык борцов и мудрецов— стал первым языком народов».
(Ответ. Народному поэту Башкирии Мустаю Кариму.)
2-й ведущий (подходит к макету журнала и открывает 2-ю страницу). Вторая страница нашего журнала называется «Русский язык изучай!» Эпиграфом к этой странице мы взяли слова писателя К. Г. Паустовского «С русским языком можно творить чудеса». В эту страницу мы включили стихи, в которых говорится о русском языке как языке передовой науки и культуры.
(2-ю страницу журнала можно провести как конкурс чтецов.)
1-й ведущий. Третья страница журнала называется «Почему мы так говорим?» В ней мы вам расскажем об устойчивых выражениях, которые часто употребляем в своей речи.
1- й ученик. Выражение «баклуши бить». Баклушей называлась деревянная чурка, из которой вырезали ложки, посуду и другие деревянные изделия. Колоть (бить) баклушу считалось легким делом, которое обычно поручалось старикам или детям. Отсюда бить баклуши — заниматься пустяками, бездельничать.
2-й ученик. «Где раки зимуют». В старину раков суеверные люди считали таинственными животными. Узнать рачью зимовку считалось де- 1лом очень трудным. Выражение «Я ему покажу, где раки зимуют» употреблялось как угроза: покажу то, чего никто не знает.
3-й ученик. «Калачом не заманишь». Русские до XVII века ели ржаной хлеб (как бедные, так и богатые). Из пшеничной муки лишь на праздники пекли калачи и считали их большим лакомством. Калачом не заманишь никакими лакомствами, никакими обещаниями не заманишь.
4-й ученик. «Канитель тянуть». В старину медные, золотые и серебряные нити для вышивки изготовляли вручную: раскаляли металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая называлась канитель. Работа была очень медленной, поэтому стали говорить: канитель тянуть (медлить, мешкать).
5-й ученик. «Не солоно хлебавши». На Руси когда-то соль была очень дорогой. Возить ее приходилось издалека, дороги были плохие, да и налог на соль был высоким. В старину пищу солили уже сидя за столом. Часто хозяин солил гостям еду своей рукой. Гостю познатнее сыпал больше (иногда и лишнее — вот откуда «пересолил»). А гостю незнатному, сидевшему где-нибудь в дальнем конце стола, соли совсем не доставалось. Поэтому про плохой прием, оказанный кому-нибудь, про чью-либо неудачу говорили: ушел не солоно хлебавши.
2-й ведущий. В разговоре мы часто слышим такие выражения, как спустя рукава, сломя голову, с глазу на глаз, где раки зимуют, бить баклуши и т. д. Их называют устойчивыми потому, что их нельзя разделить, расчленить; каждое слово в отдельности не обусловливает значения целого сочетания. Такие фразеологические сочетания придают необычайную яркость, остроту и выразительность нашей речи, поэтому мы охотно и часто пользуемся ими.
1-й ведущий. Объяснение значений и происхождение фразеологических оборотов можно найти в фразеологических словарях, например, «Фразеологический словарь русского языка», составленный Л. А. Войновой и др., под редакцией А. И. Молоткова, или в «Кратком этимологическом словаре русской фразеологии».
Завершить страницу можно заданием для зрителей.
2-й ведущий. В русском языке много оборотов, где употребляются слова рука и голова в прямом и в самых разнообразных переносных значениях. Вот вам задание: перечислите эти фразеологические обороты. Кто больше? (Зрителей можно разделить на две команды.)
Ответы. Обороты со словом рука: Рука об руку: набить руку; золотые руки; рукам волю давать: дать руку на отсечение; на руках носить; взять себя в руки; дело из рук валится; как рукой сняло; на все руки мастер; на руку нечист; не с руки; правая рука; рукой подать; сбыть с рук; сойти с рук; рука руку моет; руки морать; умыть руки; не покладая рук; сидеть сложа руки.
Обороты со словом голова: человек с головой; горячая голова; быть на голову выше; в первую голову; выдать с головой; голова кругом идет; повесить голову; из головы вон; как снег на голову; ломать голову; поднять голову; с больной головы на здоровую; с ног до головы; потерять голову; разбить наголову; сложить голову.
1-й ведущий. Четвертая страница журнала посвящена культуре речи, она называется «Правильно ли мы говорим?» Эпиграфами к этой странице мы взяли слова великих писателей нашей страны.
«Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка —есть борьба за орудия культуры».
М. Горький.
«Красноречие при человеке — великое дело. И нужное слово, ежели оно вовремя сказано, всегда дорогу к сердцу найдет».
М. Шолохов.
«Будьте скупы на слова. Пусть каждое из них, как заостренная стрела, бьет прямо в цель».
А. Толстой
1-й ученик.
Русский язык!
Он понятен для всех,
Он певуч.
Он, как русский народ, многолик,
Как держава могуч...
Хочешь—песни, гимны пиши.
Хочешь — выскажи боль души,
Будто хлеб ржаной
Он пахуч.
Будто плоть земная живуч.
2-й ученик. Нам дан в наследство богатый, меткий, красивый язык. Но мы не всегда ценим это богатство. Иной раз мы небрежно относимся к употреблению слова. Особенно мы допускаем много ошибок при ответах на уроке. Послушайте и посмотрите, как мы отвечаем иногда на уроках.
Автор. Идет урок ботаники.
Учитель. Почему листья кувшинки плавают на воде?
Ученик. Ну вот, значит, лист кувшинки состоит, ну, как ее там? Ага! Вспомнил, губчатая ткань. Ее промежутки наполнены, значит, воздухом. Поэтому, значит, листья кувшинки плавают. значит, на воде. Вот! Но если воздух из листьев, того, выкачать, то они, значит, потонут, вот!
Учитель. А теперь смотрите, ребята, я проделаю фокус и ответ этого ученика прозвучит правильно:
- Лист кувшинки состоит из жилок и листовой мякоти между ними. Ее промежутки наполнены воздухом. Поэтому листья кувшинки плавают на воде. Если под водой воздух из листьев выкачать, то они потонут.
- Что я сделал?— Просто выбросил лишние слова.
3-й ученик. Каждое слово в русском языке имеет большое значение. Об этом хорошо сказал В. Шефнер в своем стихотворении «Слова». Давайте послушаем отрывок из этого стихотворения.
4-й ученик.
Много слов на земле,
Есть древние слова—
В них весеннего неба
Сквозит синева.
Есть слова—словно раны.
Слова—словно суд.
С ними в плен не сдаются
И в плен не берут.
Словом можно убить.
Словом можно спасти,
Слово может полки
За собой повести.
Словом можно продать
И предать, и купить.
Словом можно в разящий
Свинец перелить.
1-й ведущий. Вот видите, ребята, какое большое значение имеет каждое нами сказанное слово. Русский язык является одним из развитых и красивых языков современности. И мы все должны бережно и требовательно относиться к нему. Говорить правильно, красиво, это значит не только соблюдать правила произношения, подбирать нужные по смыслу слова. Для этого надо изучать русский язык, постичь его законы. Страницу журнала мы завершаем стихотворением грузинского поэта И. Гришашвили «Овладей русской речью».
5-й ученик.
Ты родной владеешь речью,
бойко говоришь,
Эта речь полна величья,
гордой простоты,
русский же язык неважно
знаешь ты, малыш!
Слушай потому поэта,
будь прилежен впредь.
Чтоб могучей русской речью
Хорошо владеть.
2-й ведущий подходит к макету журнала и открывает 5-ю, последнюю страницу устного журнала, которая называется «Понемногу о многом...», и она посвящена занимательным играм. (Присутствующие в зале зрители делятся на две команды. Можно до начала устного журнала стулья в зале расставить так, чтобы было 2 ряда.) Первая игра «Превращение слов» (задача- шутка).
Задание I команде: превратите «ночь» в «день», изменяя в каждом последующем слове только одну букву.
(Жюри подводит итоги. Объявляет командам о набранных очках.)
1-й ведущий. Вторая игра называется «Конкурс знающих». Задание: надо заполнить свободные клетки таблиц, подобрав слова, начинающиеся с указанных букв. Побеждает та команда, которая быстро и безошибочно заполнит клетки.
к
о
з
а
о
к
н
о
н
о
г
а
к
о
с
а
у
р
о
к
р
а
м
а
с
е
н
о
з
а
я
ц
н
я
н
я
а
и
с
т
ю
б
к
а
щ
е
к
а
и
г
л
а
х
л
е
б
2-й ведущий. А сейчас проведем грамматическую эстафету. (Ведущие в одно и то же время дают каждому из членов команд карточки с заданиями грамматического характера. Задания должны быть для обеих команд абсолютно одинаковыми.) Вы получите карточки с заданиями. (Выполнив условия первого пункта задания, играющие быстро передают карточки членам своих команд, сидящим позади них, те выполняют последующие задания и отправляют грамматическую эстафету далее.) Побеждают члены той команды, которые быстрее своих соперников выполнят все задания и меньше допустят ошибок.
1-й ведущий. Закрываем последнюю страницу нашего устного журнала.
Мощь и величие русского языка является неоспоримым свидетельством великих жизненных сил русского народа, его высокой национальной культуры и славной исторической судьбы.
Центральная библиотека предоставит Вам учебники в электронном виде.Все необходимое для изучения юридических и финансово- экономических дисциплин, поготовки курсовых и дипломных работ - на одном диске!