Заки Валиди Тогану 120 лет. Кто же он?
Выдающийся сын башкирского народа, человек с чрезвычайно сложной судьбой, видный политик в молодости и всемерный востоковед в зрелости.
Заки Валиди (Валидов) был истинным патриотом, но его жизнь и деятельность долгие годы преподносились общественности в искаженном, фальцифицированном виде. Только сейчас мы начинаем узнавать правду о его судьбе.
В чем же причина незатухающего интереса к этой личности?
Двадцатидвухлетний Заки Валиди стал известен среди тюркской интелегенции России и русских востоковедов в 1912 году, после издания книги "История тюрков – татар", в которой автор рассмотрел историю тюркских народов как единое целое.
Он изучал арабский и фарсий, восточную литературу и историю. Был лично знаком с великими востоковедами – Василием Бартольдом, Игнатием Крачковским, Александром Самойловичем, немало способствовавшими формированию его как ученого, выросшего на русской культуре и продолжавшего ее традиции.
Российская академия наук в 1913 и 1914 годах направила Заки Валидова в Среднюю Азию для поисков и изучения ценных рукописей, которые и поныне известны востоковедам как "собрание Валидова".
Наукой он занимался не ради славы – так он служил своему народу. Понятие "мой народ" охватывало все тюркские народы внутренней России. Башкирский же был родным для Валиди народом.
Революционные события круто изменили судьбу ученого. И сам он оказал на них огромное влияние. Особенно заметна роль Валиди в формировании Федерализма в России. Первая в истории нашей страны автономная государственность возникла в Башкирии в марте 1919 года под идейным влиянием Заки Валидова после соглашения, достигнутого между большевестским центром и башкирским правительством.
Изначально стороны, подписавшие соглашение, воспринимали понятие "автономия" в европейском смысле – как внутреннюю самостоятельность в экономических и культурных вопросах. При этом национальная армия должна была подчиняться лишь Генеральному штабу и Главнокомандующему Советской армии.
Понятие "советская автономия" начало формироваться позднее, в мае 1920 года, когда советское правительство в одностороннем порядке приняло решение свести автономию Башкирии к чему-то похожему, по выражению Заки Валидова, на "национально – культурную автономию".
Если для большинства башкирской интеллегенции и офицерства автономия образца 1919 года была конечной целью борьбы, то для Заки Валидова она стала началом пути к обретению государственности всеми тюркскими народами. И сокрушительный удар по ней в 1920 году вынудил его выехать в Среднюю Азию для борьбы. Но не против большевиков, как это представляли советские историки, а за автономию тюркских народов в пределах России.
В Среднюю Азию устремилась Красная Армия. Заки Валидову и его единомышленникам не оставалось инога выхода, кроме как отъезда за границу. В 1923 году он пешком ушел из Ашхабада в Иран, где занялся поиском и изучением средневековых рукописей.
В городе Мешхед он обнаружил ценнейшие источники один из которых считался утерянным – "Путевые заметки Ибн Фадлана". Переписав книгу для себя, Заки Валиди отправился через Индию в Европу, где его научная работа оказалась весьма востребована среди востоковедов. Парижский и берлинский университеты претендовали на то, чтобы первыми издать "Путевые заметки Ибн Фадлана".
Заки Валиди, мечтавший работать в Турции, в 1926 году уехал в Анкару. В начале он работал в министерстве образования в Анкаре, а затем уехал в Стамбул и стал преподавать в университете.
Но тогдашний турецкий лидер Мустафа Кемаль Ататюрк придавал особое значение европеизации Турции. И в этом плане появились разногласия между общественными деятелями. Взгляды Заки Валиди тоже не совпали с взглядами лидера и не имея ничего кроме книг оставил их в одной из библиотек и уехал в Вену.
В 1935 году Валидов окончил Венский университет. После защиты дессертации его пригласили преподавать в Боннском, затем в Геттинском университетах. В 1939 году в Лейпциге на немецком языке он наконец-то издал книгу "Путевые заметки Ибн Фадлана"
Заки Валиди вернулся в Турцию только после смерти Ататюрка в 1938 году и возобновил преподавательскую деятельность в Стамбульском университете.
Он все еще был одинок, страдал от того, что на родине "из-за него были расстреляны престарелый отец и младшие братья. Надежды вывезти жену из Советского Союза не было никакой. Были уничтожены интиллегенты и офицеры, работавшие с ним в башкирском правительстве и войсках большинство солдат. В 1940 году Заки Валидов женился на своей аспирантке Назмие, крымской татарке из Румынии.
Узнав о том, что в Германии во время Второй мировой войны оказалось много пленных из Башкирии и Средней Азии, среди которых были и бывшие солдаты башкирских войск времен Гражданской войны, Валидов попытался помочь им. Но турецкое правительство было категорически против его поездки в Германию. Дело в том, что Заки Валиди Тоган, о котором был хорошо осведомлен Иосиф Сталин, давно привлек внимание советских спецслужб и поэтому стал крайне нежелательной фигурой для прогерманского турецкого правительства.
Однако в Берлин Заки Валиди все-таки попал: в 1942 году его пригласили на заседание Немецкого востоковедческого общества. Там он встретился с земляками из Башкирии и Средней Азии, но вскоре был выслан из страны.
Эта поездка породила множество сплетен о сотрудничестве Заки Валиди с нацистами, о том, что он стал чуть ли не правой рукой Гитлера при создании легиона "Идель-Урал". Но самые скрупулезные поиски в архивах, которые вели сотрудники спецслужб, не выявили ни одного документа, который мог бы подтвердить это. Более того, доподлинно известно, что Заки Валидов был категорически против создания экстерриториальной Идель-Уральской автономии, которую проповедовали еще в период с 1917 по 1920 год некоторые деятели, выступавшие против башкирской и иных национальных автономных республик. Валидов был убежден, что в условиях России автономия, ограниченная вопросами религии, культуры и школы, не даст желаемых результатов в развитии нерусских народов. Это была его твердая позиция, за которую его не раз проклинали и в России, и в эмиграции.
И вот в 1944 году профессор Стамбульского университета Заки Валиди Тоган вновь оказался в эпицентре политической борьбы. Поражение Германии на Восточном фронте значительно ослабило позиции правительства в Анкаре. Власти Турции старались заткнуть рты всем, кто мог бы раздражать Сталина. Желая угодить советскому вождю, они усилили позиции левых в правительстве, что не понравилось правым, которые в мае 1944 года устроили в Анкаре митинг протеста. Всех лидеров движения арестовали, но еще раньше под стражу был взят Заки Валиди Тоган. Его посчитали идейным вдохновителем данных событий, хотя ученый не участвовал ни в демонстрации, ни в ее организации, а просто работал в это время в Стамбуле. Тем не менее Валидова осудили на десять лет и продержали полтора года в тюрьме.
Только с началом "холодной войны" Валидова не только выпустили, но и сняли с него все вздорные обвинения, позволив снова преподавать в Стамбульском университете. Впрочем, время заключения не было потеряно ученым: в тюрьме он завершил работу над "Всеобщей историей тюрков" и "Методологией истории" – книгами, без которых и теперь не может обойтись ни один профессор истории и ни один студент исторического отделения турецких университетов.
С 1948 года и до самой кончины в 1970 году судьба наконец-то позволила этому выдающемуся ученому-ориенталисту заниматься исключительно наукой. (ориенталист – востоковед). Он изучал в книгохранилищах восточных стран старые рукописные книги и документы, председательствовал на всемирных востоковедческих конференциях и симпозиумах, читал лекции в европейских и американских университетах и вел обширную переписку с коллегами.
В этот период у него была одна цель: убедить западную науку в том, что она однобоко и по существу неверно оценивает роль и место тюрков во всемирной истории.
Заки Валиди Тогана нельзя оторвать ни от российской истории, ни от ее великой культуры.
С 1992 года его имя носит Национальная библиотека Республики Башкортостан, его именем названа улица в Уфе, на которой расположен главный вуз республики – Башкирский государственный университет. (ул. Фрунзе в 2008 году переименован на Заки Валиди). Заки Валиди Тогана стали оценивать по достоинству и в Средней Азии – одна из улиц Ташкента носит его имя. Во дворе восточного факультета Петербургского университета установлен бюст Заки Валидова.
Вскоре на родине ученого в Уфе будут изданы на башкирском и русском языках его "Всеобщая история тюрков", "История Туркестана", "Методология истории", "Путевые заметки Ибн Фадлана", другие многочисленные труды.
Даты и события в жизни Ахмет Заки Валиди Тоган:
- Ахмет Заки Валиди родился 10 декабря 1890 года в башкирской деревне Кузяново Ильчик – Тимировской волости Стерлитамакского уезда. (ныне дер. Кузяново Ишимбайского района)
- Отец его, Ахметшах, имам и учитель, содержал медресе, мать также была учительницей (мугаллима)
- В детстве охранял на горных пастбищах Урала табуны лошадей своей семьи.
- Ему удалось подняться от первобытных жизненных форм одного из тюркских народов, башкир, до высочайших вершин духовной жизни, до ранга ученого с мировым именем.
- Арабский он изучал у отца, персидский – как у отца, так и у матери.
- Учился в дер. Утяк в медресе своего дяди. Планируя продолжить дальнейшую учебу вдали от родины, З. Валиди придает особое значение изучению исламской теологии, арабистики, истории, географии и математики.
- В период поломничества отца в Хадж, в 1906-1908 годах обучал детей в медресе, вместо отца.
- В 1908 г. едет в Казань, где его принимают в высшую ступень магометанского педагогического духовного высшего учебного заведения Касимия.
- В 1909 г. после окончания был оставлен здесь же учителем тюркской истории, истории тюркской и арабской литературы.
- В 1912 г. публикуется в Казани его первое научное произведение "История тюрко-татар". Книга находит благосклонный прием. Валиди избирается действительным членом общества археологии, истории и этнографии в Казанском университете.
- В 1913 году направляется в Фергану для проведения историко-этнографических исследований, а в 1914 году с аналогичным заданием в Бухару.
- В 1917 году, мусульманской фракцией русской Думы Уфимской губернии послан в Туркестан для организации национального конгресса мусульман этой страны.
- 1922 год. Вблизи Самаркандской провинции, в горах, он руководит тяжелыми боями против частей Красной Армии, которые после заключения польско-русского мира были переброшены в Туркестан для борьбы против повстанцев.
- Повстанцы потерпели поражение. Валиди с ближайшими соратниками тайно пробирается в г. Ташкент и участвует в Национальном Конгрессе Туркестана, где было принято решение создать единое независимое национальное государство "Оло Туркестан" ("Большой Туркестан"), простирающееся от Волги до Тянь-Шаня, от Алтая до Памира.
- 20 февраля 1923 года пересекает русско-иранскую границу и тотчас окунается в науку. Из Афганистана через Индию направляется в Европу.
В этот период очень много и плодотворно работает в библиотеках разных стран (Иран, Афганистан, Индия, Франция, Германия)
- 1925 год. Будучи в Берлине, Валиди получает приглашение турецкого правительства.
- С 1927 года становится профессором тюркской истории в Стамбульском университете, продолжает дальнейшее изучение рукописей в Турции и в др. странах. Казалось жизнь Валиди, после оставшихся позади бурь, входит в спокойное русло.
- 1932 год. Воззрения Заки Валиди на фундаментальные проблемы истории тюрков вступают в противоречие с официальной точкой зрения турецких историков и он отказывается от кафедры в университете. Отправляется в Вену.
- Вена. Валиди пишет диссертацию – в будущем известнейшее его произведение "Путевые сообщения Ибн Фадлана", -защищает ее и получает докторскую степень.
-1935 год. Отправляется в Германию, куда был приглашен до защиты диссертации в Боннский университет. Работает там в качестве гонорар-профессора по исламским наукам до начала Второй мировой войны.
- В 1935 году по новым законам турецкой республики Заки Валиди берет себе псевдоним Тоган. (от имени предков Иштуган).
- 1939год. Получает приглашение от Турецкого министра культуры вернуться на кафедру всеобщей истории тюрков Стамбульского университета, которое принадлежало ему по праву.
- В этом же году увидела свет книга "Путевые заметки ибн Фадлана",изданный в Лейпциге.
- 1940 год. В Индии, в городе Дели на английском языке издается книга "О географических воззрениях Аль Бируни".
- В этом же году женится на своей аспирантке Назмие ханум. Имеют детей:
дочь Исанбикэ – 1940 г.р., сын Субедей – 1942 г.р. Они - доктора наук, профессоры.
- В 1943-1944 годах два раза побывал в Германии в целях увидеться с военнопленными соотечественниками.
- В 1944 году обвиняется в организации молодежных демонстраций против политики государства в Истамбуле и в Анкаре, арестовывается и заключается в тюрьму.
- В 1948 году обратно занимает свою должность профессора в Истанбульском университете, где трудится до конца своей жизни.
- В 1954 году в Англии избирается выдающимся профессором Манчестерского университета.
- В 1970г. 26 июля в возрасте 80 лет ушел из жизни и похоронен в кладбище Караса Ахмет.
|