Четверг, 19.12.2024, 15:46
Миякинская межпоселенческая центральная библиотека
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
ПОС
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении
Виртуальная служба
Wi-Fi-зона
«PRO.Культура.РФ»
интернет-читалка
ЛитРес
НЭБ РБ
НЭБ РФ
Уважаемые читатели! Национальная электронная библиотека определяет формы и механизм доступа граждан Российской Федерации к оцифрованным материалам библиотек федерального, регионального и муниципального уровня
Президентбибл
ЛитМир
экстриматериалы
Новости сайта
[16.12.2024][Новости ЦБ]
Акмуллинские дни в М... (27)
[09.12.2024][Новости ЦБ]
ВНИМАНИЕ!!! ПОДВЕДЕН... (0)
[06.12.2024][Новости ЦБ]
Информационно – анал... (1)
[06.12.2024][Новости ЦБ]
День Героев Отечеств... (201)
[01.12.2024][Новости ЦБ]
Квест - игра “Маршру... (191)
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Прекрасный мир удивительного человека

ЧЕХОВ Антон Павлович (1860 —1904), русский писатель, почетный акаде­мик Петербургской АН [1900—1902).

       Родился в многодетной семье купца третьей гильдии, владельца бака­лейной лавки; учился в классической гимназии, одновременно помогая от­цу в торговле, к гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова — водевили, сцены, очерки, анекдоты и т. п.; некоторые из них он посылает в редакции столичных юмористических журналов. После поступления на медицинский факультет Московского университе­та (1879) литературный труд становится для Чехова основным источ­ником заработка: с этого времени его "юмористические мелочи" регуляр­но публикуются на страницах массовых иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селе­зенки и другие).

Основные темы творчества — идейные искания интеллигенции, недо­вольство обывательским существованием одних, душевная "смирен­ность" перед пошлостью жизни других Г Скучная история", 1889; "Дуэль", 1891; "Дом с мезонином", 1896; "Ионыч , 1898; "Дама с собачкой", 1899). В рассказах "Бабье царство" (1894), "Мужики" (1897), "В овраге" (1900) пока­зал дикость и жестокость деревенской жизни. Большой силы социально­го и художественного обобщения Чехов достиг в рассказах "Палата №6" (1892), "Человек в футляре'1 (1898). В пьесах "Чайка" (1896), "Дядя Ваня" (1897), "Три сестры (1901), "Вишневый сад" (1904), поставленных на сцене Московского Художественного театра, создал особую, тревожную эмо­циональную атмосферу предчувствия грядущего. Главный герои Чехова — рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. Чехов вошел в русскую литературу как тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм.

Действующие лица: ведущая (1), ведущая (2)

(Звучит    "Песня    жаворонка"   из "Времен года " П. И. Чайковского.)

ВЕДУЩИЙ (1) (зажигает свечу): Свеча — символ человеческой жиз­ни. Она горит изо всех сил, с каждой минутой безвозвратно тая; а пламя ее как человеческая душа. Она трепетна и робка, а свет ее беззащитен и не­жен. Одаривая нас своим светом, свеча сгорает дотла, но, пока она го­рит, нам хорошо рядом с ней: она разделяет нашу боль и нашу радость.

ВЕДУЩИЙ (2): Говорят, что ис­пользовать свечи нерационально. Мало света от них. То ли дело — эле­ктрический светильник! Его свет проникает во все уголки.

ВЕДУЩИЙ (1): Но когда все во­круг освещено одинаково ярко, как отличить главное от второстепенно­го? Великое от малого? Ведь любая незначительная вещь на близком расстоянии и ярко высвеченная мо­жет показаться неимоверно важной и весомой и затмить собою то, что еще величественнее и выше.

ВЕДУЩИЙ (2): А что же выше?

ВЕДУЩИЙ (1): Да сам человек! Человек зажигает свечу. Слушая му­зыку и стихи, приходя в храм, чтобы помолиться об ушедших и во здравие сущих. И тогда все вторичное уходит во тьму, и остается он один на один со своей душой, со своим внутрен­ним миром. И тогда...

ВЕДУЩИЙ (2) (читает под музы­ку отрывок из рассказа "Крыжовник"): "К моим мыслям о человеческом сча­стье всегда почему-то примешивалось что-то грустное... Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастли­вых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: на­глость и праздность сильных, невеже­ство... слабых, кругом бедность невоз­можная, теснота, вырождение, пьян­ство, лицемерие, вранье... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из 50 тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился... Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоеда­ния... И такой порядок, очевидно, ну­жен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что не­счастные несут свое бремя молча... Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность потери, и его никто не увидит и не слышит, как теперь он не видит у слышит других..."

ВЕДУЩИЙ (2): Конец ХХ1века. Человек живет как бы в "час пик": стремителен бег жизни, еще стреми­тельнее поток информации, кругово­рот событий. Неудивительно, что час­то мы не замечаем главного, лишен­ного внешнего блеска, того, что в конечном счете определяет нравст­венную позицию человека в обществе.

(Вновь звучит "Песнь жаворонка ". На сцене освещается портрет А. П. Чехо­ва в молодости.)

ВЕДУЩИЙ (1): Чтобы понять Чехова-человека, не нужно представ­лять его себе таким, каким он выгля­дит на портретах и фотографиях по­следних лет: с утомленным лицом, в пенсне, делающим взгляд тусклым. Это не подлинный Чехов. Болезнь и надвигающаяся смерть сделали его таким. Ведь он прожил всего 44 года. Лучше вспомнить, каким был Чехов в юности, в тот славный период, ког­да начал формироваться его уникаль­ный талант. Искренний, смелый взгляд, бесстрашно устремленный на мир. Именно бесстрашно и правдиво рассказывал он о людях, обо всем, что видел вокруг. Это был не просто художник. Это был человек, который открыл для себя и без всякого догма­тизма предложил людям особый об­раз жизни и мышления. Иными сло­вами, это был человек, который сде­лал себя сам.

ВЕДУЩИЙ (2): И немалую роль в этом сыграл Башкортостан.

Имя Антона Павловича Чехова — ве­ликого писателя, врача и гуманиста ев­разийского континентального масштаба — тесно связано с нашим краем. Не раз, проявляя искреннюю деятельную доброту о башкирах, он сердечно помогал разным несчастным и голодающим, содействовал учреждениям, которые работали в пользу чахоточных (туберкулезников). Он помо­гал отдельным лицам, попавшим в наши края по болезни и впавшим в нужду, и де­лал все это так, что «левая рука не ведала, что совершала правая».

ВЕДУЩИЙ (1): Если вспомнить историю, то Антону Павловичу посоветовал для поправки здоровья поехать на Волгу, а затем в сте­пи Башкирии лечиться кумысом не кто иной, как другой солнечный гений — Лев Толстой. Чехов был медиком по образо­ванию и сразу понял всю актуальность предложения для своего пошатнувшегося здоровья. Всего один месяц жил великий писатель в Аксеново и уехал из Башки­рии окрепшим, поправившимся. Кумыс и благодатный башкирский климат сде­лали то, что не могли сделать лучшие за­граничные курорты.

ВЕДУЩИЙ (2): Чехов лечился кумысом в 1901 году в Андреевском санатории, который ныне стал санаторием им. Чехова. Именно от­туда он написал: «Пью кумыс и в одну неделю, можете себе представить, уве­личился на 8 фунтов». Спустя пять дней в другом письме пишет: «Прибавился на 11 фунтов, кумыса пью по 4 бутылки в день».

ВЕДУЩИЙ (1): Однако Чехова тяготила недостаточная возмож­ность участия в общественной жизни.

Когда улучшилось самочувствие писателя Антону Павловичу был при­ставлен кучером Минигалей Закирьянов, знаток родного края. С ним Чехов побывал в деревнях Воздвиженке, Самодуровке.

«А природа здесь, кстати сказать, чу­десная. Масса полевых цветов, поверх­ность гористая, много ручьев, охота, по-видимому, дивная, хариусы и форель ловятся в речке», - писал он В. Соболев­скому.

ВЕДУЩИЙ (2): Частенько за почтой в соседнюю де­ревню Самодуровку Чехов ездил сам. Там

он и встретился с учительницей земской начальной школы, восемнадцатилет­ней красавицей Фаиной Васильевной Ивановой (Костроминой). Дочь лесного кондуктора, она училась в Нижнем Нов­городе, Стерлитамаке и с 1900 года, сдав экзамены на звание народного учителя, приступила к преподавательской дея­тельности в школе деревни Самодуровка. Фаина Васильевна долго разговаривала с Чеховым. Антона Павловича интере­совало, как учатся деревенские ребята, любят ли они сказки Л. Толстого, в чем нуждаются.

Чехов интересовался жизнью крес­тьян, вероисповеданием. Иванова рас­сказала писателю случай, который произошел в Воздвиженской церкви. Священник Кибирдин был в отъезде. Службу справлял дьячок, поутру изрядно выпивший у церковного старосты. Наро­ду было много: кого отпеть, кому за здра­вие спеть, а кого и окрестить. Перепутал все на свете дьячок. Подобная история есть и в рассказе Антона Павловича «Ка­нитель».

Ведущий (1).  О Башкирии Чехов говорил и писал немало, и если его суждения звучат по – разному и временами противоречили друг – другу, то это естественно. Чехов не только лечился, но и рабо­тал, вел огромную общественную деятельность, не только впитывая целебный воздух Башкирии, но и проникаясь ис­тинной любовью к здешним местам.

Любимым местом отдыха Чехова была лесистая гора с крутым спуском. На ней находились самодельный врытый в зем­лю стол и такой же стул. Тут порой целы­ми днями он и сидел. Читал книги, про­сматривал свежую почту, писал письма друзьям. Именно здесь Чехов корректи­ровал вторую часть пятого тома полного собрания своих сочинений, выходящего в издательстве «Нива».

ВЕДУЩИЙ (2): Безусловно, имя А. Чехова стало од­ним из ведущих в ряду творцов «русской идеи», которая удивила мир, проявив­шись в таком замечательном, ослепи­тельном явлении, как русская литература XIX века.

Он извлекал смех из хороших знакомых вещей, искал смешное в обыденном, в примелькавшемся. Его юмористические рассказы подобны зарисовкам с натуры, говоря сегодняшним языком, будто сняты  скрытой камерой. Типичный чеховский персонаж это человек из толпы и смех он вызывает на какими- то, заурядными поступками.

В своих юмористических рассказах Антон Павлович Чехов писал о мелочах повседневного быта, смешных чиновниках и мещанах, разных нелепостях в их обыденной жизни, он высказывал в этих рассказах возмущения, избегал морали, он смеялся и только. Но это кажется только на первый взгляд, на самом же деле- эти как будто беззаботные невинные чеховские рассказы, взятые вместе, складываются в такую картину жизни, которая вызывает недоумение своей несообразностью, грубостью, пошлостью и скукой. Хотя поводом для смеха в некоторых рассказах Чехова и  служил забавное происшествие или невинное недорозумение, например, рассказы  «Налим» или «Лошадиная фамилия», в большинстве своем его рассказы не веселые, а насмешливые, и насмешка в них колючая, ядовитая.

ВЕДУЩИЙ (1): Чехов жил в обществе, где существовало правило «Чин чина почитай, на том держались и общественный порядок и общественные отношения, не только служебные,, не только служебные, но зачастую и бытовые, семейные. Обывателю с детства внушали необходимость слушаться, подчиняться, заискивать, льстить. В жилах обывателя, по словам Чехова, текла «Рабская кровь». Это служило едва ли не основным объектом Чеховского смеха. Фантазия Чехова была неистощима. Он создал бесчисленное количество типов и комических ситуаций. Персонажи чеховских ситуаций. Персонажи чеховских юмористических рассказов прочно запоминаются.

Вот изображена радостная встреча двух бывших гимназических приятелей в рассказе «Толстый и тонкий». Тонкий оказался чином меньше своего бывшего сокурсника, но сокурсник его не унижает и не оскорбляет. Тонкий добровольно раболепствует и унижается перед бывшим приятелем, оказавшимся чином выше.

А вот унтер Пришибеев из одноименного рассказа имеет, наоборот, одну застывшую маску, маску мерзкого угодничества, и он будет носить ее всю жизнь, хотя и сменит сто профессий. Пришибеевы оскорбляют всех и уверены, что без них развалится весь строй.

ВЕДУЩИЙ (2): Чехов вывел в рассказах несметное число героев из самих различных слоев русского общества, различных профессий и занятий. Он заглянул в жизнь  людей всех возрастов и проник в самые различные жизненные ситуации. Давайте сейчас и мы с вами заглянем в эти ситуации.   А для этого мы приглашаем вас принять участие в литературном турнире по юмористическим рассказам, которые вы прочитали. Наш турнир будет состоять из нескольких конкурсов, на вопросы которых  вам предстоит ответить.

«Внимание! Розыск»

(Каждый участник турнира получает карточку с описанием портрета литературного героя - необходимо угадать, кто этот герой и из какого он рассказа).

Викторина.

(медик, Звание «Почетный академик» Петербургской АН (1900-1902)

3.  На какой жанр в мировой литературе Чехов оказал большое влияние?     ( Драматурги)

4.Назовите несколько рассказов Чехова, связанных с медициной

( «Ионыч», «Попрыгунья», «Цветы запоздалые», «Враги», «Хирургия»)

5. Какая книга А.П. Чехова имеет географическое название? («Остров Сахалин)

6. Рассказ Чехова в котором описан «Рыбный день» («Налим»).

7. Повесть Чехова, которую называют стихами в прозе      («Степь»)

8. Как назывался сборник рассказов Чехова, за который в 1888 г. ему была присуждена Пушкинская премия?    («В сумерках»)

9. Можно ли пересолить собственный рассказ? («Пересолил»)

10. Помогите вспомнить лошадиную фамилию.

11. Псевдоним «Человек без селезенки» «Стрекоза», «Будильник», «Осколки» и др. – Антоша Чехонте

12. В каком году лечился в санатории у нас и его любимое место? (1901)

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ritashax (27.04.2011)
Просмотров: 2012 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Литературная карта
Год 2024 в РФ
Год 2024 в РБ
Методистика
ЗЕМЛЯКИ-Герои ВОВ
Пройди тест
Оцените мой сайт
Всего ответов: 33
Студентам ВУЗов
Центральная библиотека предоставит Вам учебники в электронном виде.Все необходимое для изучения юридических и финансово- экономических дисциплин, поготовки курсовых и дипломных работ - на одном диске!
Форма входа
Друзья
Культура.Гранты РФ
Счетчик.КультураРФ
Президентбибл
Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz