ЧЕХОВ Антон Павлович (1860
—1904), русский писатель, почетный академик Петербургской АН [1900—1902).
Родился в многодетной семье купца
третьей гильдии, владельца бакалейной
лавки; учился в классической гимназии, одновременно помогая отцу в торговле, к гимназическим годам относятся
первые литературные опыты Чехова — водевили, сцены, очерки, анекдоты и
т. п.; некоторые из них он посылает в редакции столичных юмористических
журналов. После поступления на медицинский
факультет Московского университета
(1879) литературный труд становится для Чехова основным источником заработка: с этого времени его "юмористические
мелочи" регулярно публикуются
на страницах массовых иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезенки и другие).
Основные
темы творчества — идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским
существованием одних, душевная "смиренность" перед
пошлостью жизни других Г Скучная история", 1889; "Дуэль", 1891; "Дом с
мезонином", 1896; "Ионыч , 1898; "Дама с собачкой", 1899).
В рассказах "Бабье царство"
(1894), "Мужики" (1897), "В овраге" (1900) показал дикость и жестокость деревенской жизни.
Большой силы социального и художественного обобщения Чехов достиг в рассказах
"Палата №6" (1892), "Человек в футляре'1
(1898). В пьесах "Чайка" (1896), "Дядя Ваня" (1897), "Три сестры (1901), "Вишневый
сад" (1904), поставленных на сцене Московского Художественного театра, создал особую, тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия грядущего.
Главный герои Чехова — рядовой
человек со своими каждодневными делами и заботами. Чехов вошел в русскую
литературу как тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм.
Действующие
лица: ведущая (1), ведущая (2)
(Звучит "Песня жаворонка" из "Времен года "
П. И. Чайковского.)
ВЕДУЩИЙ (1) (зажигает свечу): Свеча
— символ человеческой жизни. Она горит изо всех сил, с каждой минутой
безвозвратно тая; а пламя ее как человеческая душа. Она трепетна и
робка, а свет ее беззащитен и нежен. Одаривая нас своим светом, свеча
сгорает дотла, но, пока она горит, нам хорошо рядом с ней: она разделяет
нашу боль и нашу радость.
ВЕДУЩИЙ (2): Говорят, что использовать
свечи нерационально. Мало света от них. То ли дело — электрический
светильник! Его свет проникает во все уголки.
ВЕДУЩИЙ (1): Но
когда все вокруг освещено одинаково ярко, как отличить главное от
второстепенного? Великое от малого? Ведь
любая незначительная вещь на близком расстоянии и ярко высвеченная может показаться неимоверно важной и весомой и затмить собою то, что еще
величественнее и выше.
ВЕДУЩИЙ
(2): А что же выше?
ВЕДУЩИЙ
(1): Да сам человек! Человек зажигает свечу. Слушая музыку и стихи, приходя в
храм, чтобы помолиться об ушедших и во
здравие сущих. И тогда все вторичное уходит во тьму, и остается он один
на один со своей душой, со своим внутренним
миром. И тогда...
ВЕДУЩИЙ (2) (читает под музыку отрывок из рассказа
"Крыжовник"): "К моим мыслям о человеческом счастье
всегда почему-то примешивалось что-то грустное... Я соображал: как, в
сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы
взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество...
слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство,
лицемерие, вранье... Между тем во всех домах и на улицах тишина,
спокойствие; из 50 тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул,
громко возмутился... Все тихо, спокойно, и протестует одна только
немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то
детей погибло от недоедания... И такой порядок, очевидно, нужен;
очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя
молча... Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и
постоянно напоминал бы стуком, что
есть несчастные, что как бы он ни был
счастлив, жизнь рано или поздно
покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность потери, и его никто не увидит и не слышит, как теперь он не видит у слышит других..."
ВЕДУЩИЙ (2): Конец ХХ1века. Человек
живет как бы в "час пик": стремителен бег жизни, еще стремительнее
поток информации, круговорот событий. Неудивительно, что часто мы
не замечаем главного, лишенного внешнего блеска, того, что в конечном
счете определяет нравственную позицию человека в обществе.
(Вновь
звучит "Песнь жаворонка ". На сцене освещается портрет
А. П. Чехова в молодости.)
ВЕДУЩИЙ (1): Чтобы понять Чехова-человека, не
нужно представлять
его себе таким, каким он выглядит на портретах и фотографиях последних лет: с утомленным лицом, в пенсне,
делающим взгляд тусклым. Это не подлинный Чехов. Болезнь и надвигающаяся
смерть сделали его таким. Ведь он прожил
всего 44 года. Лучше вспомнить, каким
был Чехов в юности, в тот славный
период, когда начал формироваться
его уникальный талант. Искренний,
смелый взгляд, бесстрашно
устремленный на мир. Именно бесстрашно и правдиво рассказывал он о людях, обо всем, что видел вокруг. Это был не просто художник. Это был человек, который открыл для себя и без всякого догматизма
предложил людям особый образ жизни и
мышления. Иными словами, это был человек, который сделал себя сам.
ВЕДУЩИЙ (2): И немалую роль в этом сыграл
Башкортостан.
Имя Антона Павловича Чехова —
великого писателя, врача и гуманиста евразийского континентального масштаба — тесно связано с нашим краем. Не раз, проявляя искреннюю деятельную доброту о башкирах, он сердечно помогал разным несчастным и голодающим, содействовал учреждениям, которые работали в пользу чахоточных (туберкулезников). Он помогал отдельным лицам, попавшим в наши края по болезни и впавшим в нужду, и делал все это так, что «левая рука не ведала, что совершала правая».
ВЕДУЩИЙ (1): Если вспомнить историю, то Антону
Павловичу посоветовал для поправки здоровья поехать на Волгу, а затем в степи
Башкирии лечиться кумысом не кто иной, как другой солнечный гений — Лев Толстой.
Чехов был медиком по образованию и сразу понял всю актуальность предложения
для своего пошатнувшегося здоровья. Всего один месяц жил великий писатель
в Аксеново и уехал из Башкирии окрепшим, поправившимся. Кумыс и
благодатный башкирский климат сделали то, что не могли сделать лучшие заграничные
курорты.
ВЕДУЩИЙ (2): Чехов лечился кумысом в 1901 году в Андреевском
санатории, который ныне стал санаторием им. Чехова. Именно оттуда
он написал: «Пью кумыс и в одну неделю, можете себе представить, увеличился
на 8 фунтов». Спустя пять дней в другом письме пишет: «Прибавился на 11
фунтов, кумыса пью по 4 бутылки в день».
ВЕДУЩИЙ (1): Однако Чехова тяготила
недостаточная возможность участия в общественной жизни.
Когда улучшилось самочувствие писателя Антону Павловичу
был приставлен кучером Минигалей Закирьянов, знаток
родного края. С ним Чехов побывал в деревнях Воздвиженке, Самодуровке.
«А природа здесь, кстати сказать, чудесная.
Масса полевых цветов, поверхность гористая, много ручьев, охота, по-видимому,
дивная, хариусы и форель ловятся в речке», - писал он В. Соболевскому.
ВЕДУЩИЙ (2): Частенько за почтой в соседнюю деревню
Самодуровку Чехов ездил сам. Там
он и встретился с учительницей земской начальной школы,
восемнадцатилетней красавицей Фаиной Васильевной Ивановой (Костроминой).
Дочь лесного кондуктора, она училась в Нижнем Новгороде,
Стерлитамаке и с 1900 года, сдав экзамены на звание народного учителя,
приступила к преподавательской деятельности в школе деревни Самодуровка. Фаина
Васильевна долго разговаривала с Чеховым. Антона Павловича интересовало,
как учатся деревенские ребята, любят ли они сказки Л. Толстого, в чем нуждаются.
Чехов интересовался жизнью крестьян, вероисповеданием.
Иванова рассказала писателю случай, который произошел
в Воздвиженской церкви. Священник Кибирдин был в отъезде. Службу
справлял дьячок, поутру изрядно выпивший у церковного старосты. Народу
было много: кого отпеть, кому за здравие спеть, а кого и окрестить. Перепутал все на
свете дьячок. Подобная история есть и в рассказе Антона Павловича «Канитель».
Ведущий (1). О
Башкирии Чехов говорил и писал немало, и если его суждения звучат по – разному
и временами противоречили друг – другу, то это естественно. Чехов не только
лечился, но и работал, вел огромную общественную деятельность,
не только впитывая целебный воздух Башкирии, но и проникаясь истинной
любовью к здешним местам.
Любимым местом отдыха Чехова была лесистая
гора с крутым спуском. На ней находились самодельный врытый в землю
стол и такой же стул. Тут порой целыми днями он и сидел. Читал книги, просматривал
свежую почту, писал письма друзьям. Именно здесь Чехов корректировал
вторую часть пятого тома полного собрания своих сочинений, выходящего в
издательстве «Нива».
ВЕДУЩИЙ (2): Безусловно, имя А. Чехова стало одним
из ведущих в ряду творцов «русской идеи», которая удивила мир, проявившись
в таком замечательном, ослепительном явлении, как русская литература XIX века.
Он извлекал смех из хороших знакомых вещей, искал смешное
в обыденном, в примелькавшемся.
Его юмористические рассказы подобны зарисовкам с натуры, говоря сегодняшним
языком, будто сняты скрытой камерой.
Типичный чеховский персонаж это человек из толпы и смех он вызывает на какими-
то, заурядными поступками.
В своих юмористических рассказах Антон Павлович Чехов
писал о мелочах повседневного быта, смешных чиновниках и мещанах, разных
нелепостях в их обыденной жизни, он высказывал в этих рассказах возмущения,
избегал морали, он смеялся и только. Но это кажется только на первый взгляд, на
самом же деле- эти как будто беззаботные невинные чеховские рассказы, взятые
вместе, складываются в такую картину жизни, которая вызывает недоумение своей
несообразностью, грубостью, пошлостью и скукой. Хотя поводом для смеха в
некоторых рассказах Чехова и служил
забавное происшествие или невинное недорозумение, например, рассказы «Налим» или «Лошадиная фамилия», в
большинстве своем его рассказы не веселые, а насмешливые, и насмешка в них
колючая, ядовитая.
ВЕДУЩИЙ (1): Чехов жил в обществе, где существовало
правило «Чин чина почитай, на том держались и общественный порядок и
общественные отношения, не только служебные,, не только служебные, но зачастую
и бытовые, семейные. Обывателю с детства внушали необходимость слушаться,
подчиняться, заискивать, льстить. В жилах обывателя, по словам Чехова, текла
«Рабская кровь». Это служило едва ли не основным объектом Чеховского смеха.
Фантазия Чехова была неистощима. Он создал бесчисленное количество типов и
комических ситуаций. Персонажи чеховских ситуаций. Персонажи чеховских
юмористических рассказов прочно запоминаются.
Вот изображена радостная встреча двух бывших гимназических
приятелей в рассказе «Толстый и тонкий». Тонкий оказался чином меньше своего
бывшего сокурсника, но сокурсник его не унижает и не оскорбляет. Тонкий
добровольно раболепствует и унижается перед бывшим приятелем, оказавшимся чином
выше.
А вот унтер Пришибеев из одноименного рассказа имеет,
наоборот, одну застывшую маску, маску мерзкого угодничества, и он будет носить
ее всю жизнь, хотя и сменит сто профессий. Пришибеевы оскорбляют всех и
уверены, что без них развалится весь строй.
ВЕДУЩИЙ (2): Чехов вывел в рассказах несметное число
героев из самих различных слоев русского общества, различных профессий и
занятий. Он заглянул в жизнь людей всех
возрастов и проник в самые различные жизненные ситуации. Давайте сейчас и мы с
вами заглянем в эти ситуации. А для
этого мы приглашаем вас принять участие в литературном турнире по
юмористическим рассказам, которые вы прочитали. Наш турнир будет состоять из
нескольких конкурсов, на вопросы которых
вам предстоит ответить.
«Внимание! Розыск»
(Каждый участник турнира получает карточку с описанием
портрета литературного героя - необходимо угадать, кто этот герой и из какого
он рассказа).
Викторина.
(медик,
Звание «Почетный академик» Петербургской АН (1900-1902)
3. На какой жанр в мировой литературе Чехов
оказал большое влияние? ( Драматурги)
4.Назовите
несколько рассказов Чехова, связанных с медициной
(
«Ионыч», «Попрыгунья», «Цветы запоздалые», «Враги», «Хирургия»)
5.
Какая книга А.П. Чехова имеет географическое название? («Остров Сахалин)
6.
Рассказ Чехова в котором описан «Рыбный день» («Налим»).
7. Повесть
Чехова, которую называют стихами в прозе
(«Степь»)
8. Как
назывался сборник рассказов Чехова, за который в 1888 г. ему была присуждена
Пушкинская премия? («В сумерках»)
9.
Можно ли пересолить собственный рассказ? («Пересолил»)
10.
Помогите вспомнить лошадиную фамилию.
11.
Псевдоним «Человек без селезенки» «Стрекоза», «Будильник», «Осколки» и др. –
Антоша Чехонте
12. В
каком году лечился в санатории у нас и его любимое место? (1901)
Список использованной литературы:
|