Ведущий:
Жизнь и творчество
Мифтахетдина Акмуллы, выдающегося башкирского поэта - просветителя 19-го века
нечто большее, чем судьба одной конкретно - исторической личности, пусть даже
гениально одаренной.
Поэт оказал
сильнейшее воздействие на всю дальнейшую национальную литературу. И не только
башкирскую. Своим Акмуллу считают и татары, и казахи, и уйгуры, и
каракалпаки...
Он не только владел в
совершенстве старотюркским языком, на котором тогда и писали и говорили, но и
создал новые формы и образцы «восточной поэзии», отличающиеся гибкостью языка, глубиной мысли,
музыкальностью и легкостью чтения.
Даже те народы
Средней Азии, на земле, которых Акмулла никогда не бывал, считают его близким
себе поэтом и мудрецом. Творчество Акмуллы весьма созвучно веяниям времени, так
как в 2011г. в нашей республике объявлен Президентом РБ «Годом
укрепления межнационального согласия».
Еще в годы обучения в
медресе города Троицка Мифтахетдин зачитывался в оригинале произведениями
поэтической классики и философскими трактатами Востока. Глубокий интерес
проявлял он к русскому языку и к передовой русской культуре. И, вобрав в себя
все богатства башкирского устного и письменного поэзии, усвоив ее многовековые
традиции, а уже в зрелые годы, приобщаясь к творчеству казахских народных
акынов, Мифтахетдин выработал в себе черты поэта и мыслителя, соединившего в
своей практике достижения философской мысли и культуры Востока и Запада,
выступал как поэт - новатор, поэт - гуманист, выразивший в своих стихах
прогрессивные идеи и взгляды своей эпохи.
Мифтахетдин как никто
другой понимал душу бедняка, его нужды и чаяния, его потребность в участии и
сочувствии со стороны других.
Одна из
привлекательнейших граней философских воззрений Акмуллы - его представление о
человеке. Каким должен быть человек, лишенный возможности с оружием в руках
бороться за свою свободу, брошенный на дно жизни, перед десятком и сотней
трудно преодолимых преград?
Подробный ответ на
этот вопрос поэт дает в стихотворении «Насихаттар» (Наставление). В нем Акмулла буквально по пальцам
перечисляет качества, которыми должен обладать человек истинный.
Характерно, что он не называет самые
броские, общепринятые определения, по которым судим о силе и храбрости батыра,
об отваге воина, о красоте девушки. Он обращается к качествам глубокого
этического порядка, которыми может и должен обладать каждый человек, независимо
от своего физического совершенства и общественного ранга.
на чсть, т.е. умение быть благодарным
всему и всем за добро, внимание, чуткость, в том числе и самой природе, на
пятом месте у поэта - терпение, ибо только терпеливый человек может достичь
поставленной цели, преодолеть все тернии и преграды судьбы. Все эти несомненное
откровение, целая революция в поэзии и, если хотите, в моральных устоях
башкирского общества. Ведь сэсэны, современники Акмуллы, должны были восхвалять
иные добродетели - мужскую удаль, жестокость к врагу на поле битвы, сноровку в
похищении девушки. А тут - совестливость и доброта!
Интересный взгляд М. Акмуллы и на дружбу.
Чтец
читает стихотворение
Пусть
твой друг красив не будет, Был бы честен он с тобой, Был бы он душой свободен,
Хоть и притеснен судьбой. Пусть разделит дни удачи И не бросит в час беды,
Пусть в делах его не будут Гнусной подлости следы. Друга мелких недостатков В
раздраженье не замет, Пусть и он не смеет к мелким Недостаткам зла иметь. Если
друг тебе соратник, Льстить ему в словах нельзя: Не наружной статью дружат-
Сердцем и душой друзья. Не унизь из-за лохмотьев Человека никогда- Может он не
из вороньих- Из шункаров? Что тогда? Тот кто жив имеет право Доли счастья
своего: Не зови ослом другого: Из тулпаров род его. Обязательно ль за счастьем
В Халеб ехать иль в Багдад? Пусть ты булгаром зовешься, Будь своей отчизне рад.
Пусть узнают: Акмуллою Эта песня сочинена.
Пусть хулят меня, но
песня В наре сгинуть не должна.
(Д.Даминева)
Вопросы для обсуждения:
·
Что
в первую очередь призывает ценить в товарище Акмулла?
·
Важна
ли для поэта внешняя красота?
·
Как
вы понимаете слова автора «свободен душой»?
·
О
каких притеснениях идет речь в стихотворении?
·
Какие
недостатки в человеке можно считать мелкими, а какие крупными?
·
Род
«вороньих и шункаров» Что
это такое?
·
Как
вы понимаете слово дружба?
·
Какие
вы стихотворения М. Акмуллы еще знаете?
·
Какие
темы затрагиваются в них?
·
Актуальны
ли эти темы сейчас? |