Чтение – диалог поколений
Цели наших библиотек охватить все категории жителей – детей и взрослых библиотечным обслуживанием. Организовать работу так, чтобы были задействованы все структуры общества – местная администрация, женсовет, комитеты по делам семьи, женщин и детей, организации по социальной защите населения, отделы молодежи, местная печать и др.
При работе опираться на программы и планы работы каждого структурного подразделения. Усилить информационную работу правовой и социальной защищенности различных категорий семей (молодых, многодетных, неполных, патронатных и др.)
Работу в этом направлении можно начать с оформления выставок, информационных уголков, где нужно широко использовать периодические издания, справочные, законодательные материалы, тематические альбомы, папки и др.
Тематика выставок может быть разнообразной:
- Крепка семья – крепко государство
- Гаилэ – ил терэге
- Семья – это общество
- Веков связующая нить…
- Матур гаилэ ил курке
- Илем, конем, гаилэм
На уровне должна быть информационно-правовая работа. Для этого каждая семья должна знать свои права, обязанности и оказываемые государством социальные гарантии гражданам. Библиотекам рекомендуется организовать папки – накопители, информационные листы, консультационные дайджесты, картотеки, просмотры литературы на темы:
- На защите ваших интересов
- Семье – правовую основу
- Уртак хэстэрлек коткарыр
- Чтобы жизнь была как ровная дорожка, знай закон
- На страже семьи
- Гаилэ сагында
И конечно же организовать беседы, информационные круглые столы с участием компетентных людей, специалистов.
Можно вести учет сколько семей ознакомились информационными материалами и какую пользу извлекли от проведенных мероприятий.
Рекомендуем провести тематические вечера, вечера – встречи, семейные портреты, конкурсы, праздничные программы на темы:
- Загляните в семейный альбом (тематический вечер)
эпиграфом вечера могут быть слова «Чтобы жизнь повторилась сначала,
Загляните в семейный альбом»
На вечер можно пригласить или читающие семьи «Читательские династии»
или семьи достигшие хороших трудовых успехов, воспитавших примерных детей «Терпенье и труд все на свете перетрут».
Или вообще можно вести разговор об истории села исходя из истории семейных фотографий, хроники событий.
-«Мой дом – моя крепость» эпиграфом к вечеру могут служить строки:
Зерно прозревает в земле,
Дитя прозревает в семье,
В семье человек вырастает,
И все, что потом обретает
Приходит к нему не извне. Александр Рева.
- «Гаилэсе ныкнын – иле нык.»
- «Минен гаилэм – минен кэлгэм»
- «Гаилэ – узенэ бер дэулэт»
эпиграф: Балаларын бэлэн сакта
Йэшэхэн улар осон,
Балаларын бэлиг булгас
Йэшэрзэр хинен осон. К. Аралбаев
Эти мероприятия можно организовать с многодетными или патронатными семьями.
Конкурс читающих семей:
- « Как хорошо за книгой дома!» эпиграф: «Дом, в котором нет книг,
подобен телу, лишенному души» - Цицерон.
Могут быть такие номинации, которых можно ввести в «Книгу библиотечных рекордов»:
- Самая читающая семья
- Читательская династия
- Самая активная семья
- Умельцы
- Самый преданный читатель
- Старейшина чтения и др.
- «Ап- ачык тор хэр вакыт эй китап!»
эпиграф: «Китапсыз тору – бик жайсыз тору
Гуя кояшсыз хэм айсыз тору!» Ш. Бабич
Можно организовать конкурсы семей знатоков:
- «Эти, эни, мин – белемле гаилэ»
- «Папа, мама, я – читающая семья»
Посиделки бабушек или же олэсэйзэр бэйгехе:
- «Коли внуков маю, так и сказку знаю».
- «Борын – борын заманда, эби белэн бабайда».
Конкурс творческих работ: «Кем я могу гордиться в своей семье».
Конкурсно - развлекательные и игровые мероприятия:
- «Детишек воспитать – не курочек пересчитать»
- «Хозяйка красна – изба весела»
- «Чей пирог слаще»
- «Мой папа «денежный мешок»
- «Ир – баш, хатын – муен»
- «Мыектадыр хикмэт»
Рекомендуем организовать декадник:
«Хит – парад книг нашей семьи»
Для этого нужно будет изучать формуляры читающих семей, организовать
встречи с ними, беседы. Определить тематику и направленность чтения, интересы и род занятий этих читателей, изучить фонд, выявлять наиболее читаемые книги. Берутся книги, которых читали старшее поколение семей. Это могут быть художественные издания, а также научно-популярные или же издания справочного характера, которые читались и читаются молодым поколением.
Нужно будет организовать выставку прочитанных книг поколений или даже выставку одной книги. Провести небольшую исследовательскую работу: кто первым в семье прочитал эту книгу, по чьей рекомендации прочитали вы, кому еще рекомендовали данную книгу? Чем вас заинтересовала она, помогла ли как-то в жизни? Вопросы можно развивать дальше.
А библиотекарь может рассказать об авторе, о том сколко раз переиздавалась книга.
Можно толкнуть читателей на защиту именно своей прочитанной книги и это может делать мероприятие состязанием. Каждая группа выступает, рассказывает о своей семье, читательском стаже, о том что выписывает домой, что читает в данное время и др.
Список рекомендуемой литературы:
1.Беребез эсэн беребез кэрэк: Гаилэ юбилейзары. Сценарийзар.// Тамаша.- 2003, №3. Б. 68-72
2.Бэзретдинов С. Эпостарза хэм риуэйэттэрзэ гаилэ короу рэуеше // Ватандаш.- 2007, №3. – Б. 102-135.
3.Без – бердэм, тату гаилэ // Мэгариф.- 2005, № 5. – С.91-92.
4.Безнен гаилэ // Мэгариф (папка «Семья» массовый отдел)
5.Олэсэйзэр – нур сэсэлэр: бэйге-кисэ. (папка «Семья) – массовый отдел)
6. Пар канатлар: театрлаштырылган гайлэ конкурсы. (папка «Семья» - массовый отдел)
7.Семейные традиции. Праздники.//Классный руководитель. – 2001, №2. – С.118- 128.
8.Сценарии и репертуар. – 2007, №1. (сценарии посвященные семье).
9.Уртак хэстэрлек коткарыр // Башкортостан. 2008, 18 янв., №11. – Б.4.
10.Олэсэйзэр киссахы // Башкортостан укытыусыхы. – 2000, №2. – Б.44-45.
11.Эти, эни, мин – белемле гаилэ //Мэгариф. – 2007, №2. – Б.52 – 53.
|