Ведущий (библиотекарь):
Удивительно, чем дальше Акмулла от нас
по своему рождению, тем ближе он по духу, современнее, красивее становится
каждая строчка его. Это та точка отчета, с которой начинается высокая поэзия.
Сегодня я вас приглашаю на серьезный
разговор о судьбе, о творчестве и философии жизни Мифтахетдина Акмуллы. Мы
поговорим о самом главном в жизни, и надеюсь, что у нас состоится беседа, в
которой взрослый, по словам А. Экзюпери, не опускается до уровня восприятия
ребенка, а понимается до высот его понимания.
Мы услышим рассуждения о добре и зле,
о свободе и справедливости, и заново обратимся и уточним нравственные устои
человеческой жизни. Пусть эти слова дойдут до всех сердец: растерянных и
отчаявшихся. Заветы Акмуллы помогут в поиске нравственных ориентиров.
Многогранность
природы человека побудила Акмуллу обратиться к поэзии, что позволило ему
изобразить человека всесторонне, как это сказано у Омара Хайяма: Человек -•
словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен, и он же безмерно велик.
Именно человек в мире и мир в человеке
- главная тема, которой поэт посвятил свое творчество. Он осмысленно подходит к
очень большим и важным философским проблемам: человек и мир, смысл человеческой
жизни, проблема «отцов и детей», свободы. Гражданский долг поэта и его поэзии - борьба за
человеческое в человеке.
Совесть
не позволит человеку поступить хорошо на людях, скверно - наедине. Человек,
обладающий совестью, в любой обстановке поступит согласно своим убеждениям и
моральным принципам.
·
й ученик рассказывает о стихотворении «Напутствие».
·
й ученик рассказывает о философских суждениях
Акмуллы, о человеке.
Ведущий:
это был странствующий философ, сэсэн, импровизатор. Останавливаясь в каждом
ауле, кочевье или городе, рассеивал свет добра, разума и просвещения. Кем он
был в первую очередь? Народным учителем. Внимательно вчитываясь в смысл строчек
и силу его слов, убеждаешься в уникальности личности Акмуллы как психолога и
педагога. Был он великим мастером слова, в совершенстве владел искусством
общения. С чем же человек вступает в большую жизнь? Конечно же, с этим «багажом», что является наследием его детства. «Дети
видят и слышат то, что не видят и слышат взрослые Мир детей величественный и
хрупкий», в том мире «реальность
смешана с мечтой». «В душе ребенка обиду
посеешь - потом ненависть пожмешь. Нет большого несчастья, чем между отцом и
сыном вражда» Так и душа человека:
душевная рана, получаемая в детстве, остается на всю жизнь.
3-й ученик: читает стихотворение «Письмо
отцу».
Ведущий:
Быть однако честным и благородным, на
людях и дома - учит нас мудрец Акмулла. За формирование личности в ответе и
общество, и семья. Просветительские идеи М. Акмуллы выражены во многих стихах
поэта. Среди них четкостью, простой мысли выделяется стихотворение «Башкиры
мои, надо учиться!»
4 - ученик:
рассказывает стихотворение «Башкиры мои, надо
учиться!»
Ведущий: Поэт призывает свой народ к
прогрессу, зовет людей воспитывать в себе чистые, благородные качества. Он
верит, что только таким путем можно избавиться от бедности, от нищеты,
социальной несправедливости и достичь всеобщего равенства людей.
Свобода
поступков и мыслей. Откуда она у не очень образованного поэта в грубой одежде?
Ты
скажешь, это жизнь - одно мгновение, Ее цени, в ней черпай вдохновение Как
проведешь ее, так и пройдет, Не забывай: она твое творение.
Омар
Хайям.
Кто
ценит человеческую жизнь? Это дано другим, которые окружают тебя, живут,
радуются, печалится с тобой. Как жить? Каким быть? Это волнует каждого
человека.
5-й
ученик: рассказывает стихотворение «Вот слово Акмуллы».
Ведущий:
Голос совести звучит как послание судьбы, напоминание человеку о былом. Как
жить? Прежде всего совестливо: служить Отечеству, жить трудом. Быть добрым,
помогать нуждающимся, жить, вглядываясь в глаза людей. Сегодняшний урок - это
урок жизни, измеренный строками Акмуллы. Короткие истории, похожие на притчи,
выстраиваются вокруг строфы светлого учителя, и за ней открываются истины, на
которых состоит мир. Акмулла - Белый мулла, светлый учитель, так нарекли в
народе башкирского поэта - просветителя XIX века Мифтахетдина Камалетдиновича.
Экспресс - опрос:
Одним
предложением скажите ту истину, которую вы для себя открыли.
·
Акмулла
сильный, спокойный человек, готов был к ежедневным сражениям за| жизнь, любовь,
свет, добро и разум.
·
Преподавал
Урок трудолюбия, жизненной стойкости, любви.
·
Жертвовать личным ради
общественного и близким ради идеи
- это замечательный принцип Акмуллы.
·
Огромная
жизненная сила. Цельная натура. Находится во власти святой идеи.
·
Как
при этом самому получить и другим передать заряд радостной бодрости.
·
Как?
Почему? Откуда эти идеи и силы? Кто помогает? Кто советует? Кто| поддерживает?
Творчество,
вдохновение, вера, разум. Творить малое, но с большой любовью.
Урок завершается
словами Прометея из произведения Мустая Карима «Не
бросай огонь Прометей!»
Минуты года - В
память превращусь, так ведется от века Мне б успеть да того, как уйду без
следа, Громко крикнуть: «Очнись!- обратившись
к человеку. Человек от дремоты очнись, золотой. « Ты
зачем здесь?» - такой вопрос должен
задавать каждый. Значит, вечно завещание:
Учитесь делать из себя людей, И только в
этом ваше оправданье.
|